442370, Пензенская область, р.п. Мокшан, ул. Милосердия, д.1

(8-841-50) 2-16-72 detdom58@mail.ru

Эффективные социальные практики в работе с детьми инвалидами

Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 года №240 «Об объявлении в российской Федерации Десятилетия детства» меры, направленные на государственную поддержку детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями, обозначены как приоритетные, а значит требующие консолидации межведомственных общественно – государственных усилий.

Ежегодно в соответствии с данными федеральной статистической отчетности по медико – социальной экспертизе около 70 тыс. детей впервые признаются инвалидами. Большая часть детей, имеющих нарушения развития, признаются инвалидами в раннем возрасте. В Пензенской области показатель детской инвалидности составляет 1,6% от общей численности детского населения.

В связи с этим постоянно актуализируется процесс поиска и внедрения в социальную составляющую региона новых эффективных практик, направленных на обеспечение максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Для решения данной задачи Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области приняло участие в конкурсе в рамках программы «Право быть равным» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд) и выиграло денежные средства в виде гранта на исполнение мероприятий Комплекса мер по развитию стационарозамещающих технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям – инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания, на 2020 – 2021 годы в Пензенской области (далее – Комплекс мер), утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2020 №35 – пП.

Одним из мероприятий Комплекса мер является разработка и обеспечение реализации программ содействия трудоустройства детей – инвалидов в ГБСУ СО «Мокшанский детский дом – интернат для умственно отсталых детей» (далее – детский дом – интернат). В настоящее время в детском доме – интернате проживает 117 воспитанников, из них 70 детей – инвалидов, 29 детей имеют статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 41 ребенок имеют родителей, находятся в учреждении по их заявлению. 47 молодых инвалидов старше 18 лет, из них 30 оставшиеся без попечения и 17 имеют родителей.

В отделении сопровождаемого проживания находятся 23 молодых инвалида и для развития трудовых и профессиональных навыков в отделении функционируют трудовые мастерские: швейная, вязальная, по ремонту обуви, по пошиву рукавиц, по вязанию веников, слесарная, столярная и социально – бытовая. В процессе трудовой деятельности воспитанники детского дома овладевают простейшими профессиями: дворник, грузчик, посудомойщица, подсобный рабочий, помощник кухонного работника, столяр, швея.

В трудовых мастерских занимаются 30 воспитанников, 23 человека из отделения сопровождаемого проживания и 7 детей – инвалидов отделения психолого – педагогической помощи.

В швейной мастерской овладевают первоначальными навыками швейного дела и вышивания. На швейных машинах проводят ремонт мягкого инвентаря, производится пошив пеленок и нагрудников для детей – инвалидов отделения «Милосердие». На вышивальной машине девушки маркируют постельное белье, полотенца, а также вышивают небольшие картины и наносят рисунки на декоративные подушки «Думки», которые готовят для творческих выставок и дарят гостям, посещающих детский дом – интернат.

В вязальной мастерской воспитанницы, как с помощью педагогов, так и самостоятельно вяжут носки и варежки для воспитанников младшего возраста.

В мастерской по пошиву рукавиц молодых инвалидов учат кроить и шить самостоятельно рукавицы для выполнения хозяйственных работ, которые также используются для трудовой деятельности.

Ремонт обуви воспитанников организуется в мастерской по ремонту обуви, где ребята отделения сопровождаемого проживания самостоятельно, и под руководством инструктора по труду, могут произвести ремонт любой обуви детей, прошить, подклеить, заменить ремни или замки.

В слесарной и столярной мастерских ребята овладевают навыками работы на верстаках с помощью тисков и инструментов. Выполняется ремонт сельскохозяйственных инструментов и инвентаря, который используется для работы на территории, огороде, в саду и клумбах детского дома. Также ведутся работы по ремонту мебели, изготавливаются различные полочки, подставки, подсвечники и многое другое, которые используются не только для улучшения жилищно – бытовых условий воспитанников, но и для памятных подарков гостям детского дома.

Занятость детей – инвалидов и молодых инвалидов в трудовых мастерских развивает их профессиональные навыки, способствует их самореализации, дает возможность приносить пользу и удовлетворенность результатами труда, что необходимо для их развития и социализации в обществе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 2 =