442370, Пензенская область, р.п. Мокшан, ул. Милосердия, д.1

(8-841-50) 2-16-72 detdom58@mail.ru

Бисероплетение как форма социализации детей с ОВЗ.

На  базе ГБСУ СО «Мокшанский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» была разработана программа творческого объединения «Волшебная бусинка» по работе с бисером. Она содержит материал, помогающий воспитанникам 11-18 лет достичь определенного уровня  знаний,  умений  и  трудовых  навыков,  необходимого  для  социальной адаптации к жизни в обществе, организации досуга, формирования общей культуры.

Повышение  уровня  познавательной  активности воспитанников  и  развитие  их

способности к осознанной регуляции трудовой деятельности является основной

задачей  руководителя  творческого объединения.

Известно,  что  в  процессе  работы  с  бисером совершенствуются  познавательные  процессы:  развивается  наблюдательность, воображение,  фантазия,  пространственная  ориентировка.  Работа  с  бисером  в значительной  степени  содействует  совершенствованию  моторно-двигательной  и

эмоционально-волевой сфер, способствует формированию умения концентрировать внимание, стимулирует развитие памяти, имеет большое значение для развития конструктивного  мышления,  творческого  воображения,  художественного  вкуса, аккуратности.

Обучение ведётся по принципу решения задач от простого к сложному, от

целого к деталям и от деталей к целому. При организации занятий учитывается

неповторимость  каждой личности, специфические  особенности, своеобразие

склонностей и возможностей каждого ребёнка. Предусмотрены как индивидуальные, так и коллективные задания, которые подбираются так, чтобы справился каждый, и тогда подчёркивается личностная значимость ребёнка, повышается его самооценка.

В  силу  специфики  заболевания, неустойчивости  интереса ребенка, а  также

коррекционных задач превалируют формы индивидуальной работы.

Учебный  материал  при  работе  с  бисером  доступен  для  понимания  и

овладения детьми с проблемами развития.

Специально подобранные методические средства и организационные  формы

проведения  занятий, позволяют  вносить элементы занимательности и

наглядности.

Цветовая гамма и образность материала заставляет работать воображение. Занятия бисероплетением постепенно развивают творческие  возможности  воспитанников.  Работа  над  формированием  творческой деятельности проводится в несколько этапов. Руководитель последовательно предлагает воспитанникам работу:

по образцу (делай как я);

по плану (предлагается внести свои изменения, дополнения);

по памяти;

по представлению.

Воспитанники рассматривают работы своих товарищей, обсуждают и анализируют их.

Элемент анализа  и обсуждения,  высказывание каждого  воспитанника  играет

немаловажную роль в развитии его личностного самосознания. Кроме того, все это способствует обогащению и развитию речи детей.

Основные  усилия  педагога  должны  быть  направлены  на  продуманную

организацию  практической  деятельности воспитанников.  Она  должна быть построена таким  образом,  чтобы  активно  развивалось  их  цветоощущение,  чувство  ритма, композиции, формы, линии, симметрии и сознательно использовалось в творчестве.

Обучение обязательно должно носить воспитывающий характер. В ходе выполнения программы усилена идейная направленность для формирования у воспитанников таких черт в сознании и в поведении, которые  помогут им стать полезными членами общества.

Приобщая детей к созданию красивых вещей, педагог  не только передаёт им свой  опыт и мастерство,  но  и  формирует  их  духовный,  эмоциональный  мир,

закладывая тем самым фундамент их будущей судьбы, так как человек, умеющий видеть красоту и гармонию в привычных вещах, познавший радость творческого труда намного счастливее и успешнее в жизни того, чей мир сер и однообразен.

Работа  с  бисером позитивно  отражается  на  личностных  характеристиках

обучаемых. Дети начинают понимать, что каждый из них особенный, каждый может сделать что-то своё, неповторимое и оригинальное.

Работы, выполненные детьми на занятиях бисероплетением, украшают их самих, детский дом, участвуют в районных и областных выставках. Занятие бисероплетением снимает,  присущие детям  с  ОВЗ,  скованность, напряжённость, неуверенность,  или,  наоборот,  агрессивность и неусидчивость. Созданная на  занятиях творческая атмосфера вызывает  у  них  чувство удовольствия и побуждает к общению друг с другом. В процессе работы у воспитанников формируются коммуникативные  навыки:  доброжелательность,  взаимопомощь, сопереживание успеху и неуспеху товарища.

Умения, приобретаемые на занятиях, они с успехом применяют при изготовлении подарков, у многих бисероплетение  становится любимым делом, таким образом, формируется правильное социальное поведение.

В  условиях  занятий  воспитанникив  достаточной  мере расширили запас социальных знаний, навыков и умений, повысилась активность и актуализация  собственного  опыта,  то  есть  фундаментальные  основания социализации  воспитанников изменились  в  позитивном  направлении.

Это свидетельствует  об  эффективности  использования  бисероплетения  при социализации детей в условиях детского дома-интерната.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − десять =